Я начала читать "Имя розы" только со второго захода. Во время первого, описание каких-то там монахов, аббатства, всяких благочестивых помыслов и поступков, показалось мне глубокой могилой. Я не бросила, а скажем так, заморозила чтение. Однако когда я вернулась к книге во второй раз она оказалась совершенно иной. Во-первых там оказалось много юмора, во-вторых настоящие интриги и убийства, в-третьих мистические совпадения, в четвертых - монахи-геи, монахи-извращенцы, монахи-безумцы.
Что касается главной идеи, то книга о людях которые готовы на все ради книг. И учитывая мою к ним трепетность финал "Имени розы" я переживала и принимала глубоко к сердцу.
Иной раз там, конечно, появлялись многостраничные монологи-рассуждения о боге, о монашеских орденах, "о временах, о нравах" (с). Помимо прочего можно найти там и описания пыток, извращений, насилия и тому подобного непотребства. Словно в противовес интересной нуднятинке о трениях между орденами, папой и императором.
"Трудно смириться с идеей, что в мире не может быть порядка, потому что им оскорблялась бы свободная воля Господа и его всемогущество. Так свобода Господа становится для нас приговором, по крайней мере приговором нашему достоинству».
Я осмелился в первый и в последний раз в моей жизни вывести богословское умозаключение: «Но как это может быть, чтобы непреложное существо не было связано законами возможности? Чем же тогда различаются Бог и первоначальный хаос? Утверждать абсолютное всемогущество Господа и его абсолютную свободу, в частности от собственных же установлений, – не равнозначно ли доказательству, что Бог не существует?»
(с) У. Эко, Имя розы, Седьмого дня Ночь.

*Роза при имени прежнем – с нагими мы впредь именами (лат.)