Джеймс Герберт. Тайна Крикли-холла.
Но есть в психиатрии такой термин — «конституциональная глупость». Значение его Большой медицинский словарь объясняет так: «(син.: слабоумие высшее, слабоумие относительное, слабоумие салонное) врожденная ограниченность психики с инфантильным, шаблонным, банальным мышлением, но нередко с хорошей памятью и значительным запасом разрозненных знаний, правильным поведением в привычных ситуациях "

Очень низкопробное чтиво. Было жалко тратить свое время, но и невозможно бросить эту галиматью.
Задумка не блещет оригинальностью. Это шаблонный сценарий каждого второго фильма ужасов. Семья пережив некую трагедию (в частности исчезновение среднего ребенка - сына Камерона) решает сменить обстановку, тут как раз у главы семьи (Гейб) намечается подработка в захолустье. Они снимают огромный старый особняк. Потом оказывается, что в особняке произошла ужасная трагедия (во время войны здесь был приют, и когда в деревне случилось наводнение 11 сирот и их опекун утонули, оказавшись запертыми в подвале) и призраки бесоёбят на каждом углу.

Ужасна в книге даже не ее шаблонность. Многие сюжеты неплохих книг (а порой и очень хороших) не отличаются оригинальностью. Ужасно ее исполнение. Автор пишет плохо. Он впихивает в сюжет абсолютно неуместные описания предметов, одежды. Жутко подробные описания внешности. Они не имеют никакого значения в сюжете и не выписаны так искусно и волшебно, как у Эмиля Золя - поэтому они выглядят нелепыми конструкциями о которых постоянно спотыкаешься. Помимо прочего автор не смог вдохнуть жизнь ни в одного их персонажей. Все герои картонные, размышляют надуманными фразами, говорят шаблонно. Поступают также. В кино это не так бросается в глаза. Но в книге это как будто парад бумажных кукол без собственной воли, мыслей. Например, семья Калегов потеряла ребенка. Я не знаю что может значить такая трагедия, но я не верю тому что написал Герберт. Их эмоции ненастоящие, это явно ощущается. Как будто бы они говорят - мы потеряли ребенка, мы вроде должны страдать, мы вроде страдаем, не спим ночами и стараемся избегать этой темы, у нас болезненные взгляды и измученный вид. Я не горю желанием посещать бездну такого горя, но его надуманность делает "Тайну Крикли-холла" только хуже. Младшая дочь Калегов - Келли. Пятилетняя девочка, которая выписана настолько убого, что становится стыдно. Она появляется только тогда когда ее присутствие необходимо, и о ней можно просто не упоминать, тогда когда не нужно.

А главное зло - это будто мешанина образов. Мужчина (опекун детей) религиозный фанатик, антисемит, мазохист с огромным членом (да это не раз упоминается), мучает детей, ненавидит одного из них лютой ненавистью за то что тот еврей. В итоге делает ему обрезание и перебарщивает. Сантиметров на пять. Это все отвратительно, но как-то глупо в сочетании между собой. Его образ такой же слабый, как и горе Калегов. Вот я злодей, я бью детей, я ненавижу детей, я делаю им больно, а потом я сошел с ума и превратился в призрака, бу. Это скорее тошно, чем страшно.

Кстати, я хотела сказать еще про проебы в сюжете и самые тупые поступки персонажей, но это бы заняло слишком много места. Ну например, главная героиня въезжает в дом и адово его ненавидит и считает его населенным призраками, потом ее ударяет в голову, что ее сын может связаться с ней в этом доме и она наплевав на безопасность двух своих других детей не хочет делать ноги. Даже муж в шоке. Потом ей дают по башке, дочь уводят в подвал. Приходит муж, она трогательно сидит на ступеньках, ох ничего серьезного спасай дочь говорит она. датыжемать. Я имею в виду - почему она до сих пор не в подвале отвоевывает своего ребенка, типа проебала одного, не дадим проебать оставшихся?
Все это так тупо, что нет слов.