Шань Са. Императрица
— Нет, нет, нет. Известно: баба на корабле — к большой беде.
— Не возьмем ее — будет хуже.


Я не знаток азиатской литературы. Серьезные вещи читать не бралась, обходилась японскими триллерами. С китайцами я по-моему вообще не знакома, разве что прочитанный пару лет назад Лао Шэ "Записки о кошачьем городе". И мое знакомство с ними так и не состоялась. Почему? Потому что не смотря на национальность автора, пишет она на французском и с французским же оттенком.

"Императрица" это история жизни реально существовавшей женщине У Цзетянь, которая прославилась тем, что стала не просто женой императора, а сама стала править Китайской империей под титулом Верховного императора. У нее сложная судьба, сложившаяся в ступеньки поднявшие с самых низов до самого пика. От наложницы до дочери Будды.

Книга о женщине, написанная женщиной и судя по всему для женщин. Большая часть повествования отдана под любовные переживания, под постельные сцены, чаще всего однополые (чем еще было там наложницам заниматься, если их тысячи, император один, а вокруг одни евнухи?), немного про интриги и бунты и перевороты, и еще целый пласт о том, как главная героиня (в моем переводе она зовется Свет) - считает себя божественной и великой. Это очень сложно читать, особенно когда нигде не видишь доказательств самомнения Цзетянь. Поражает ее тяга к шику и роскоши, и слава богу в тексте понятно, почему, иначе бы все это выглядело еще жальче. Простолюдинка дорвавшаяся до утех и богатства. Нет, У Цзетянь с детства была воспитана в богатой семьи, отца потеряла в сознательном возрасте и нищету познала позднее, то есть успела приобрести привычку к хорошей жизни. Попав во дворец императора она снова привыкла к сытой праздности, отсюда и понятен размах ее царствования. Возводимые тут и сям храмы и дворцы. К слову меня поражало - новому любовнику она тут же строила дворец. И я вот в задумчивости читала про огромные печи обжигающие кирпичи, про вырубку тысячелетних деревьев, про драгоценные камни, которые вставляли в любой подходящие предмет, огромные статуи из золота, скульптуры Будды, высекаемых в горах. Китай по истине страна неиссякаемых ресурсов.

Также, герои книги сплошь и рядом видят вокруг чудеса, то драконов благославляющих царствование Императрицы, то пурпурных воробьев, то разноцветные облака, которые видели все жители столицы. Сама У Цзетянь в юности высказывалась о своем предмете обожания весьма поэтично:

Прелестнейшая Супруга купалась в воде с благовониями, выцеженными из лунного света, пила дыхание звезд. Столь утонченная и легкая, как облако, богиня не могла вкушать грубую земную пищу. Пчелы сами предлагали ей мед, фрукты умирали от, желания растаять у нее на языке. Испытывая жажду, она касалась губами утренней росы, снятой с лепестков кувшинок.

Но, что простительно очарованной красотой юной девочке, то как объяснить фениксов, которые видели ее советники - взрослые мужчины? Либо это атмосфера китайской империи, сказка и миф, люди, видящую красоту в каждому порыве ветра, либо чиновники несли всякую ересь, лишь бы угодить императрице.
Еще, конечно же, интриги китайского двора. Соперничество между наложницами и постоянные бунты, мятежи, восстания между наследниками-мужчинами. И если мужчины решали свое дела просто:

Мятежная провинция пала под натиском императорских армий. Князя Ци закованным доставили в Столицу. Указ Императора лишил его положения, титула и принадлежности к знатному роду. Потерявший все и объявленный простолюдином мятежник получил в тюрьме приказ покончить с собой.

то женские интриги были изощренней:

Известно ли тебе об этой ледяной яме, где женщины гниют в сырых темницах среди собственных испражнений? А я смеюсь, думая обо всех красотках, угодивших в навозную кучу. Еще месяц назад Император позволил мне бросить туда потаскуху, задумавшую меня отравить. И знаешь, что с ней сталось? Я велела отрубить мерзавке руки и ноги, а потом бросить в бочку вина. Гадина так и сдохла пьяной!
И Дивная Супруга, расхохотавшись, удалилась.


Поединок между соперницами сеял ужас во Внутреннем дворце. В этой битве обе стороны сосредоточили всю энергию, какую способна выдать женщина на грани безумия. В их дворцах частенько обнаруживали то отравленное вино, то пропитанную ядом одежду, то посыпанные смертоносным порошком веера. Вместо хозяек таинственным образом умирали прислужницы, но ни одно дознание не пошло дальше слуг-евнухов. Несколько служанок поплатились за предательство. Забитых до смерти, их совали в мешок и бросали в реку, чьи воды, струясь под толстыми стенами, уносили тела за стены Дворца.

Если в начале У Цзетянь сочувствуешь, как она уходит в монастырь, снова возвращается во дворец, то позднее, когда она становится старше и берет бразды правления в свои руки - начинаешь понимать, что на самом деле это обиженная женщина, стремившаяся утвердится. В детстве родня отца, после его смерти унизила ее мать и сестер. А у них явно была прочная связь, в последствии У призывает женщин к себе и строит им по дворцу. Она доказывала всему миру, что она достойна и никто не посмеет ее больше обидеть. Объявив себя императрицей, основав династию, присвоив посмертно всей родне великие титулы - она не останавливается. Объявляет себя дочерью бога. Я читала и думала - есть ли предел у чсв этой женщины?
Возможно задумка Шань Са была в том, чтобы показать эту женщину, единственную в своему роде - человеком, склонным к порокам, ревности, ошибкам. Ведь помимо прочего при ней развивалась культура и страна процветала, она теряла родню, детей, но упорно шла к своей цели. И возможно, если бы наследие ее продолжилось все это имело бы смысл - однако ни сама она не хотела никому передавать свое величие и власть, да никто и не хотел идти по ее стопам.

По итогу книга прочлась легко, но меня интересовал больше уклад жизни дворца, политика (которой не дали, кстати), строительство, ритуалы, а не постельные сцены и страдания старой женщины по молодым любовникам.
Теперь я пойду и посмотрю первую серию "императрицы китая", потому что играет У Цзетянь там невиданной красоты девушка.

Биография/мемуары/история реального человека