Иван Ефремов. Час быка.
прости нас, Юра. Мы все проебали

С "часом быка" у нас дома связана небольшая история. Когда мой папы заканчивал институт к нему обратилась глубоко беременная одногруппница с просьбой помочь с дипломной работой. Папа согласился, и на вопрос во что это ей обойдется, он пошутил, сказав, что пусть она назовет свою дочь Тивиса. В честь героини романа Ефремова, который он как раз читал. Пошутил и забыл. А она взяла и назвала ее Тивиса. Конец истории.

Сама книга написана в жанре социальной фантастики. Я долго думала, что социальная фантастика это про Алису Селезневу, вот где все светлое, доброе, человеческое. Да и вообще, Алиса Селезнева это единственная моя советская фантастика, но как она мной любима. Стругацкие как-то прошли мимо, возможно я не доросла или не созрела. А вот про Алису - это как раз мой уровень. Но я отвлеклась. В самом предисловии Ефремов пишет:
"Подобные произведения, получившие название романов-предупреждений, или антиутопий, были бы даже необходимы, если бы наряду с картинами бедствий показывали, как их избежать или уж по крайней мере как выйти из грозных ловушек, которые будущее готовит для человечества."
И вот в его романе "Час быка" как раз показан выход из этих ловушек.
Далекое будущее, на планете Земля человек человеку свет, коммунизм, мир, свобода, дружба, счастье, любовь. Природа восстановлена, истинное счастье в поддержке и взаимопомощи, в работе, в творчестве. Люди наладили связь с другими развитыми цивилизациями и назвали это благостное время Эрой Встретившихся Рук. Но как раз, когда была найдена возможность преодолевать огромные межпланетные расстояния - была обнаружена планета Торманс. Населенная людьми, которые сбежали с Земли две тысячи лет назад еще в Эру Разобщенного Мира (которая, что забавно, как пишет Ефремов, началась в год огненной курицы в семнадцатом круге) и абсолютно случайно преодолели невиданное расстояние попав на похожую на Землю планету. Из-за огромного расстояния связь была потеряна и какого же было удивление землян, обнаруживших своих собратьев в таком плачевном состоянии спустя две тысячи лет: они истощили все ресурсы новой планеты, построили какой-то жуткий политический режим, который взял самое плохое от всех существующих. Конечно, Земляне Светлого Будущего не могут оставить их в такой беде. На Торманс отправляется звездолет "Темное пламя" для того, чтобы протянуть руку помощи заблудшей родне. И весь роман рассказывает о взаимодействиях землян и населения планеты Торманс. И что не все хотят в светлое будущее, как всегда.

О том, как живут на планете Торманс хотелось бы сказать отдельно. Роман написан 49 лет назад, но иногда Ефремов пишет о нашем сегодня. Это грустно, стыдно и пугает. Стыдно перед честным, добрым экипажем "Темное пламя", и все что ты можешь сделать. это опустив глаза сказать "простите нас, мы все проебали". Вот например:

Даже дети не радовали людей без будущего. Все время шла глухая борьба между женщинами, не желавшими рожать, и государством, запрещавшим противозачаточные средства и аборты. Чтобы поднять падавшую рождаемость, недавно владыки удостоили матерей некоторыми привилегиями. Дело в том, что создалась угроза уменьшения численности людей, настолько ощутимая, что владык это стало беспокоить: покорные толпы — опора олигархии.

В спортивных соревнованиях выступали тщательно отобранные люди, посвятившие все свое время упорной и тупой тренировке в своей спортивной специальности. Всем другим не было места на состязаниях. Слабые физически и духовно тормансиане, как маленькие дети, обожали своих выдающихся спортсменов. Это выглядело смешно и даже противно. Похожее положение занимали артисты. Из миллионов людей отбирались единицы. Им предоставлялись лучшие условия жизни, право участия в любых постановках, фильмах и концертах. Их имена служили приманкой для множества зрителей, соревновавшихся за места в театрах, а сами эти артисты, называвшиеся «звездами», подвергались столь же наивному обожествлению, как и спортсмены. Положение, достигнутое «звездой», лишало ее или его всякой другой деятельности. Выступать в качестве артиста любому другому человеку, сумевшему самостоятельно достичь высот искусства, как на Земле, здесь, по-видимому, не удавалось. Вообще отпечаток узкого профессионализма лежал на всей жизни Торманса, обедняя чувства людей и сужая их кругозор.

Психологи Земли предсказали неизбежность появления надуманных, нелепых, изломанных форм искусства со всей гаммой переходов — от абстрактных попыток неодаренных людей выразить невыразимое до психопатического дробления образов в изображениях и словопотоках литературных произведений. Человек, в массе своей невоспитанный, недисциплинированный, не знающий путей к самоусовершенствованию, старался уйти от непонятных проблем общества и личной жизни. Отсюда стали неизбежны наркотики, из которых наиболее распространен был алкоголь, грохочущая музыка, пустые, шумные игры и массовые зрелища, нескончаемое приобретение дешевых вещей.

В жизни Торманса любая зависимость от человека отзывалась унизительной. Тот, кого просили, издевался и куражился, прежде чем исполнить свою прямую обязанность.

Книгу было читать тяжело, часто из-за громоздких рассуждений Землян о причинах возникновения тех или иных явлений жизни Торманса, часто из-за того, что в лицо тебе тычут твой же образ жизни за который становится стыдно и накрывает жуткой тоской - как и почему мы докатились до жизни такой. Хочется тут же вскочить и начать творить доброе, светлое и вечное.
Радует, что Ефремов заканчивает на определенно позитивной ноте. Даже не смотря на все смерти на Тормансе, оказывается что все было не зря. Что все человеческие жертвы не напрасны, что есть завтра, то к которому нужно стремиться. К этой цели и стремился Ефремов - антиутопия, которая смогла вырваться из ловушки. Но что не радует - это то, что к нам никто не прилетит и никого не спасет. Боюсь, что нам выбираться из этого дерьма придется самостоятельно. Но почему-то кажется, что никто никуда не выберется. И от этого становится на душе еще хуже.

Фантастика, которой больше 40 лет