Алексей Иванов. Псоглавцы
Когда люди не верят ни во что, они готовы поверить во что угодно.
Роман выскочил на меня совсем случайно, посоветовал .NoMad., а у меня как раз читательский кризис и я мучила "Ночное кино". Неожиданно бодро, схватившись за "Псоглавцев" я прикончила их за сутки, а может и меньше. "Псоглавцы" изданы под псевдонимом Алексей Маврин, мотивы этого мне немного неясны. Но это мое первое и единственное знакомство с Алексеем Ивановым, пусть он и спрятался под чжим именем.
Роман рассказывает нам о троих молодых людях - Денисе, Валерии и Кирилле, которых отобрал по какому-то странному алгоритму исследовательский институт, чтобы отправить с миссией в деревню Калитино. Миссия достаточно простая - снять фреску с изображением Святого Христофора в заброшенной церкви. Уникальность фрески в том, что святой изображен с песьей головой. У каждого из героев есть своя миссия, и вот миссия Кирилла - через чье восприятие нам подается вся история - вести беседы с калитинским социумом и отмечать реакцию этого самого социума на изъятие иконы. Казалось бы дело простое, мотивация у Кирилла имеется - заработать денег, чтобы вернуть девушку, доказать ей свою самостоятельность. Но события принимают мистический оборот. Само Калитино - это дыра, в которой люди доживают век при даче богатого Шестакова, и жители соответствуют. Даже при чтении чувствуешь себя грязным, все вокруг какое-то затхлое, забытое, нищее, потерявшее ценность, а сами люди человеческий облик. Фреска в церкви пугающая и отталкивающая. Воображение Кирилла рисует тут же псоглавцев, что стоят на страже собственного культа и охотятся за жителями деревни, пытающимися сбежать. И периодически он получает подтверждение этому, видя фантастические образы повсюду.
Книга мне понравилась, в ней есть по-настоящему пугающие моменты, как мистические, так и бытовые, которые пугают своей безысходностью и чернотой больше, чем оборотни с песьими головами. Деревню Калитино стоит рассматривать как срез жизни всего социума, загнанность в рамки, невозможность избежать выбранной судьбы. То есть там и внутренние бесы мешают (псоглавцы) и внешние (Шестаков, нежелающий терять имение). Как и в жизни в целом, что-то внутри тебя сдерживает, а могут и внешние факторы мешать. Сам Иванов пишет:
Европа боялась наследия своего Средневековья, и родился готический роман с Дракулой. Америка мегаполисов боится маленьких городков, где чёрт знает что происходит, и Стивен Кинг становится королём. Русская провинция боится осатаневшей Москвы, и в бреду провинциалов рождается вампирская Москва «Дозоров».
И мне кажется, что "Псоглавцы" родились из страха перед вот такой деревенской деградацией.
Мне не хватило объяснений все же. И снова я получила двойственность в финале. Решение о том, что происходило на самом деле остается за читателем, а я только выбралась из западни "Ночного кино" с Пессл, чтобы рухнуть в такую же заваруху с "Псоглавцами" Иванова. Хотя в целом книга очень пощекотала нервы, у Иванова получились хорошие страшные сцены, и в то же время глубоко социальное произведение. Из которого убери мистику - останутся настоящие проблемы нашей с вами реальности. В общем читать советую.
Книга, изданная под псевдонимом