IT happens
Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах. Том 1
Никакая любовь не даёт права считать другого человека своей собственностью.
Я подумывала отложить отзыв на неопределенное время или до того момента, как дочитаю второй том. Все-такие одной рукой печатать не очень удобно, а печатать предстояло достаточно много.
"Сага о Форсайтах" с годов так 2000-х маячила в нашей библиотеке своим прекрасным переизданием. Мне с тех пор мнилось, что это нечто тухлое, тоскливое и тяжелое (правило трех "т" в литературе). Тем более слово "сага" не добавляет популярности книгам в глазах подростка. В итоге я обратилась к Форсайтам в этом году по пункту "очень толстая книга" в челлендже. Кто мог подойти лучше 2 томов по 800 страниц каждый? Думаю никто.
Когда я только открыла книгу - меня сразу сбили с толку многочисленные члены семейства Форсайт. Сразу оказываешься лицом к лицу с тремя поколениями чужой, на данном этапе, семьи и силишься понять - кто кому кем приходится - Джолион, Джемс, Суизин, Сомс, Уинифред, Джун, тетя Джулия, тетя Эстер, Эмили, Ирэн, Дарти, Николас, Джордж и т.д. и т.п. Конечно, далее ты уже начинаешь отличать их "с одной ноты", но по началу это доставляет некоторый дискомфорт. Однако практически сразу у нас определяются главные герои истории.
Старый Джолион - наиболее уважаемый из всех Форсайтов, Сомс - сын его брата Джемса, супруга Сомса - Ирэн.
Позднее к ним добавляется молодой Джолион - сын старого, которого семья отвергла из-за того, что тот оставил жену и дочь и ушел с гувернанткой, скажем так, в свободное плаванье. Лишившись средств к существованию, обладая достаточной гордостью, чтобы просить у отца денег - Джолион пропадает из поля зрения семьи почти на двадцать лет. Он занимается рисованием, что делает его еще большей белой вороной в семье Форсайтов. Его акварели даже пользуются некоторым успехом и его имя становится известным в каких-то кругах в отрыве от понятия "собственность". Ведь именно собственность и есть краеугольный камень произведения. Форсайты в совершенстве умеет владеть чем-либо - землей, недвижимостью, акциями, долями, местами в правлениях, в клубах, картинами, другими предметами искусства. И даже людьми.
В этом больше всего отличился - Сомс Форсайт. В молодости влюбившись в прекрасную Ирэн он добивался ее с настойчивостью Горлума преследующего Фродо. В итоге - Сомса можно поздравить с удачным приобретением. Ирэн удивительной красоты, воспитания и обаяния девушка, которую Форсайт демонстрирует с гордостью счастливого владельца. Он не замечает чувств самой Ирэн, он ослеплен своим обожанием и ощущением собственности. Такая красота и вся принадлежит ему. И даже позднее, когда Ирэн ускользает из его рук, обладая чисто формальным званием мужа - он все еще потрясает им на глазах у того же молодого Джолиона - она моя жена и моя собственность. И после, встречая ее уже почти 40 лет спустя - он думает о том, как она принадлежала ему. Всю книгу, до финала - Сомс раздражает. Почему не потребовал развода, зачем трепал нервы после, опять выбрал себе жену из практичности (чем это потом обернулось опять же). Однако в финале, когда он не может ничем помочь Флер - единственному существу, которым он может владеть всецело, его становится жаль. Он не может понять, что же плохого он сделал другим людям, лелеет свои обиды и то, чем он жил долгие годы - становится препятствием счастью его дочери. Жаль его бесконечно, ведь спустя столько лет уже непонятно, что они там поделить теперь не могут. Брейк, у каждого своя семья, своя жизнь. Что вы там делите еще на закате жизни. Причем в финале, именно Сомс делает первый шаг к попытке примирения, и вдруг становится самым адекватным персонажем истории.
Ирэн же, тоже противоречивый персонаж. Красивая, холодная, чуткая к красоте и всему прекрасному. Можно обвинить ее в том, что ужасный брак с Сомсом - ее вина, кто просил ее соглашаться? С другой стороны Голсуорси демонстрирует нам ее мачеху и жизнь до Форсайтов, что кажется логичным - девушка просто хотела сбежать, пусть замуж, пусть и за Сомса Форсайта. Скорее всего она думала, что любовь придет со временем, и что может быть плохого в приятном молодом человеке, обладающим средствами, воспитанном и из хорошей семьи. Однако вместо любви пришло отвращение и его причину называет молодой Джолион в письме к сыну - девушки выходя замуж не думают о физической стороне брака. И именно это вызвало у Ирэн стойкую неприязнь к Сомсу, уж тем более после изнасилования. Хотя, говоря языком того времени - это было лишь насильное установление супружеских прав. И после этого любое ее решение быть подальше от Сомса поддерживаешь всем сердцем. Раздражают попытки вернуть ее спустя 12 лет с ее ухода. И понимаешь ее позицию по отношению к выбору сына. Однако Ирэн действует мудрее, она сама говорит Сомсу, что противится сближению их детей всем сердцем, но молча. Можно ли ее в этом винить? В том, что ее прошлое сломало судьбы или, если выражаться пафосно - шанс на счастье - двум молодым людям? Не знаю. Смотря за какой лагерь болеть. Неожиданно ситуация Флер и Джона оказалось мне очень близкой, и понять всю трагедию, невозможности быть вместе из-за внешних обстоятельств - я очень даже могу. Однако глубина этой трагедии в 19 лет кажется, наверное, более нескончаемой, чем в 26. Или у меня меньше склонности к драматизации, чем у молодых людей начала 20-го века.
Написав столько - я понимаю, что не сказала и даже не упомянула даже о десятой части всего происходящего в романе. О границе двух эпох, завершении викторианского периода, войне, и самое главное о семье. Голсуорси удалось описать эти вещи легко, почти непринужденно, парой предложений давая удивительно четкие характеристики персонажей, он смог дать прочувствовать через свое произведение целый мир, уже погребенный под следующими войнами, прогрессами и революциями. В мире Форсайтов происходят сплошные драмы, но все они воспринимаются спокойно и умеренно.
Однако, еще пара слов о самом Голсуорси. Он родился в богатой семье и никогда не знал нужды. Катался по миру, развлекался, шатался, не особенно напрягался, работая на отца, позже, после его смерти и вовсе обрел финансовую независимость. Женился на бывшей жене своего двоюродного брата. Бинго. Сразу становится понятно, что образы молодого Джолиона и Ирэн списаны с него самого и Анны Пирс, но тогда выходит, что образ Сомса - это фигура его кузена. И как-то нехорошо получается, зная этот момент биографии. Выходит Голсуорси не просто встречался с женой брата в течении десяти лет за его спиной, но еще и написал, практически об этом, книгу. Что это было? Попытка извинения, издевательство? Поэтому Сомс вышел таким одновременно хорошим и отвратительным? Чтобы каждый мог выбрать - любить его или нет?
Очень толстая книга
Отзыв на второй том
Никакая любовь не даёт права считать другого человека своей собственностью.
Я подумывала отложить отзыв на неопределенное время или до того момента, как дочитаю второй том. Все-такие одной рукой печатать не очень удобно, а печатать предстояло достаточно много.
"Сага о Форсайтах" с годов так 2000-х маячила в нашей библиотеке своим прекрасным переизданием. Мне с тех пор мнилось, что это нечто тухлое, тоскливое и тяжелое (правило трех "т" в литературе). Тем более слово "сага" не добавляет популярности книгам в глазах подростка. В итоге я обратилась к Форсайтам в этом году по пункту "очень толстая книга" в челлендже. Кто мог подойти лучше 2 томов по 800 страниц каждый? Думаю никто.
Когда я только открыла книгу - меня сразу сбили с толку многочисленные члены семейства Форсайт. Сразу оказываешься лицом к лицу с тремя поколениями чужой, на данном этапе, семьи и силишься понять - кто кому кем приходится - Джолион, Джемс, Суизин, Сомс, Уинифред, Джун, тетя Джулия, тетя Эстер, Эмили, Ирэн, Дарти, Николас, Джордж и т.д. и т.п. Конечно, далее ты уже начинаешь отличать их "с одной ноты", но по началу это доставляет некоторый дискомфорт. Однако практически сразу у нас определяются главные герои истории.
Старый Джолион - наиболее уважаемый из всех Форсайтов, Сомс - сын его брата Джемса, супруга Сомса - Ирэн.
Позднее к ним добавляется молодой Джолион - сын старого, которого семья отвергла из-за того, что тот оставил жену и дочь и ушел с гувернанткой, скажем так, в свободное плаванье. Лишившись средств к существованию, обладая достаточной гордостью, чтобы просить у отца денег - Джолион пропадает из поля зрения семьи почти на двадцать лет. Он занимается рисованием, что делает его еще большей белой вороной в семье Форсайтов. Его акварели даже пользуются некоторым успехом и его имя становится известным в каких-то кругах в отрыве от понятия "собственность". Ведь именно собственность и есть краеугольный камень произведения. Форсайты в совершенстве умеет владеть чем-либо - землей, недвижимостью, акциями, долями, местами в правлениях, в клубах, картинами, другими предметами искусства. И даже людьми.
В этом больше всего отличился - Сомс Форсайт. В молодости влюбившись в прекрасную Ирэн он добивался ее с настойчивостью Горлума преследующего Фродо. В итоге - Сомса можно поздравить с удачным приобретением. Ирэн удивительной красоты, воспитания и обаяния девушка, которую Форсайт демонстрирует с гордостью счастливого владельца. Он не замечает чувств самой Ирэн, он ослеплен своим обожанием и ощущением собственности. Такая красота и вся принадлежит ему. И даже позднее, когда Ирэн ускользает из его рук, обладая чисто формальным званием мужа - он все еще потрясает им на глазах у того же молодого Джолиона - она моя жена и моя собственность. И после, встречая ее уже почти 40 лет спустя - он думает о том, как она принадлежала ему. Всю книгу, до финала - Сомс раздражает. Почему не потребовал развода, зачем трепал нервы после, опять выбрал себе жену из практичности (чем это потом обернулось опять же). Однако в финале, когда он не может ничем помочь Флер - единственному существу, которым он может владеть всецело, его становится жаль. Он не может понять, что же плохого он сделал другим людям, лелеет свои обиды и то, чем он жил долгие годы - становится препятствием счастью его дочери. Жаль его бесконечно, ведь спустя столько лет уже непонятно, что они там поделить теперь не могут. Брейк, у каждого своя семья, своя жизнь. Что вы там делите еще на закате жизни. Причем в финале, именно Сомс делает первый шаг к попытке примирения, и вдруг становится самым адекватным персонажем истории.
Ирэн же, тоже противоречивый персонаж. Красивая, холодная, чуткая к красоте и всему прекрасному. Можно обвинить ее в том, что ужасный брак с Сомсом - ее вина, кто просил ее соглашаться? С другой стороны Голсуорси демонстрирует нам ее мачеху и жизнь до Форсайтов, что кажется логичным - девушка просто хотела сбежать, пусть замуж, пусть и за Сомса Форсайта. Скорее всего она думала, что любовь придет со временем, и что может быть плохого в приятном молодом человеке, обладающим средствами, воспитанном и из хорошей семьи. Однако вместо любви пришло отвращение и его причину называет молодой Джолион в письме к сыну - девушки выходя замуж не думают о физической стороне брака. И именно это вызвало у Ирэн стойкую неприязнь к Сомсу, уж тем более после изнасилования. Хотя, говоря языком того времени - это было лишь насильное установление супружеских прав. И после этого любое ее решение быть подальше от Сомса поддерживаешь всем сердцем. Раздражают попытки вернуть ее спустя 12 лет с ее ухода. И понимаешь ее позицию по отношению к выбору сына. Однако Ирэн действует мудрее, она сама говорит Сомсу, что противится сближению их детей всем сердцем, но молча. Можно ли ее в этом винить? В том, что ее прошлое сломало судьбы или, если выражаться пафосно - шанс на счастье - двум молодым людям? Не знаю. Смотря за какой лагерь болеть. Неожиданно ситуация Флер и Джона оказалось мне очень близкой, и понять всю трагедию, невозможности быть вместе из-за внешних обстоятельств - я очень даже могу. Однако глубина этой трагедии в 19 лет кажется, наверное, более нескончаемой, чем в 26. Или у меня меньше склонности к драматизации, чем у молодых людей начала 20-го века.
Написав столько - я понимаю, что не сказала и даже не упомянула даже о десятой части всего происходящего в романе. О границе двух эпох, завершении викторианского периода, войне, и самое главное о семье. Голсуорси удалось описать эти вещи легко, почти непринужденно, парой предложений давая удивительно четкие характеристики персонажей, он смог дать прочувствовать через свое произведение целый мир, уже погребенный под следующими войнами, прогрессами и революциями. В мире Форсайтов происходят сплошные драмы, но все они воспринимаются спокойно и умеренно.
Однако, еще пара слов о самом Голсуорси. Он родился в богатой семье и никогда не знал нужды. Катался по миру, развлекался, шатался, не особенно напрягался, работая на отца, позже, после его смерти и вовсе обрел финансовую независимость. Женился на бывшей жене своего двоюродного брата. Бинго. Сразу становится понятно, что образы молодого Джолиона и Ирэн списаны с него самого и Анны Пирс, но тогда выходит, что образ Сомса - это фигура его кузена. И как-то нехорошо получается, зная этот момент биографии. Выходит Голсуорси не просто встречался с женой брата в течении десяти лет за его спиной, но еще и написал, практически об этом, книгу. Что это было? Попытка извинения, издевательство? Поэтому Сомс вышел таким одновременно хорошим и отвратительным? Чтобы каждый мог выбрать - любить его или нет?
Очень толстая книга
Отзыв на второй том
согласна. В 19 все воспринимается острее